Человечество. Оптимистичный взгляд.
Скоро конец ковидного года и на днях мой день рождения. Самое время для лирического поста. Текст не содержит ГМО, душещипательной истории успеха и подарка в конце, так что читайте без опаски.
Этот текст в своей задумке дилогия: «Оптимистичный» и «Пессимистичный» взгляды, как мой ответ на свой же вопрос, куда катится этот мир.
Мы живём в прекрасном мире, который мы несогласованно, но умело приспособили под себя. Давайте сравнивать.
Сложно представить условия, в которых жили люди 200-300 лет назад. Тиф, оспа, малярия, холера, запредельная детская смертность были реальностью даже в начале прошлого века. Рана на поле боя (воевали постоянно) легко могла привести к смерти от заражения.
Добавим к этому тёмное массовое сознание. В средние века исследования анатомии были запрещены. Как таковой не было медицины — откуда ей взяться, если нет научного метода?
Не буду здесь о кострах инквизиции: по факту Коперник умер от инсульта, а его современник папа Лев Х с интересом читал его труды. Но даже если костров инквизиции было меньше, чем мы привыкли думать, это было общество, где за инаковость можно было легко прогуляться до плахи.
Война всех со всеми. Кто смотрел Игру Престолов может составить себе представление о политической картине мира на тот момент. Побежденные сдавались на милость победителя. Ни о какой защите прав, неприкосновенности нон-комбатантов не шло речи. Крепость во время осады реально обороняли не на жизнь, а на смерить: что с тобой станет после того, как стены падут — большой вопрос. Тут уж точно лучше было не рождаться феодалом.
Культура, творчество, самоопределение — это всё станет доступно человечеству через сотни лет. А пока это роскошь для верхней части общества.
И вот человечество пробудилось. Началось Возрождение, с ним эпоха великих географических открытий. Люди устремляют взгляд к небу, чтобы дать объяснение природе звёзд.
Появилась научная картина мира. Демонам в природе стало оставаться всё меньше места.
Но до появления медицины долгие годы. К примеру, Земмельвейс, первый акушер, который предложил мыть руки (в то время и работа с трупами и с новорожденными проводилась чуть ли не в одной комнате), угодил в психбольницу из-за травли коллег. Это была вторая половина XIX века.
Первые машины, созданные для облегчения труда, громят луддиты.
Социальные лифты на замке. Родился конюхом, помрёшь конюхом. Никакой реализации талантов.
Из крови буржуазной революции в Париже вышли права человека. Они уже когда-то зарождались, дело было в античном мире, но кривая истории свернула не туда.
Права и свобода личности принесли взрывной рост технологий и науки. Оказалось, что мир состоит из массы интересных вещей, гигантских, как небо и маленьких, как пыль. Фундаментальная физика (ок, просто физика) вывела нас к антибиотикам. Мы перестали умирать, у наших жизней появилась цена.
При всём несовершенстве, массовых войнах, социальных экспериментах и ошибках, мы, люди, показывали феноменальную устойчивость и умение адаптироваться.
Каждый раз после событий, невероятных по своей сложности, мы выходили победителями. Тиф, оспа, малярия, холера, запредельная детская смертность остались в далёком прошлом. В цивилизованном обществе экономисты борются не с голодом, а от кризисом перепроизводства.
Придёт искусственный интеллект и лишит нас рабочих мест? Но мануфактура не привела к массовому мору. Двигатель внутреннего сгорания не спровоцировал голод. А робототехника не выгнала миллионы на улицу.
Продолжение следует.
